«Потенциальный партнер – это айсберг. Мы видим только одну восьмую его часть. Прежде, чем заключить сделку, необходимо узнать, что скрывает часть невидимая», – предостерег слушателей руководитель отдела трудового и миграционного права компании Rödl & Partner Алексей Сапожников.
Проверка партнера, по его словам, должна стоять на первом месте при подготовке и реализации сделок с иностранными партнера и подчиняться принципу «Проверять всех и всегда». Затем следует оценить риски и ограничения сделки, выбрать подходящую организационно-правовую форму, изучить существенные условия договора, определиться с правоприменительной практикой.
Для поиска информации о потенциальном партнере спикер посоветовал, в том числе, обратиться к базам www.nalog.ru (http://www.nalog.ru/), Credit Reform, и т.д.), fedsfm.ru/documents/terr-list, finanz-sanktionsliste.de, trade.gov/consolidated-screening-list. Он также рекомендовал использовать такие инструменты, как прямой запрос у контрагента, мониторинг СМИ и сайтов органов юстиции и заверения от контрагентов.
Процесс хотя и трудоемкий, но в конечном итоге позволяющий избежать возможных рисков. Например, уголовной ответственности за соучастие в переводе денежных средств за границу, «отмывании» денег, финансировании терроризма или нарушении санкций.
Оценку делового партнера с помощью девяти так называемых «красных флажков» предложил ответственный партнер аудиторского направления в компании Rödl & Partner Марко Кошир. «На первый взгляд, это общеизвестные устоявшиеся стандарты, – отметил спикер. – Тем не менее, ежегодно к нам поступает множество обращений от компаний, которые пренебрегли ими или не знали об этих методах проверки».
По словам Марко Кошира, стоит насторожиться, если деловой партнер предлагает уменьшить сумму счета или предлагает перевести сумму платежа на счет в офшорном банке. Уверяет, что имеет контакты «наверху», которые могут сократить бюрократические процедуры, что, однако, влечет за собой сопутствующие расходы.
Задуматься о сотрудничестве необходимо, если компания делового партнера по данным государственного реестра имеет небольшие обороты (или обороты отсутствуют), минимальный собственный капитал, ненужные лицензии и не имеет штатных или нештатных сотрудников. Поводом для размышления является «двойная» бухгалтерия, которую ведет партнер, ссылаясь, что «все так делают, иначе мы были бы нерентабельными». Или тот случай, если участником партнерского предприятия является общество с ограниченной ответственностью с одним участником или офшорная компания.
Зарубежным предпринимателям Кошир рекомендовал быть внимательными, если российский участник альянса настаивает на том, чтобы на ключевые позиции назначать только русских сотрудников. Другой «красный флажок» - предложение перевести сумму платежа некоему «аффилированное лицу», которое не является участником договора или требование оплатить пошлины за ускорение процессов.
«Если при оценке партнера «загорается» больше двух «флажков», то у вас проблемы с партнером», – резюмировал Марко Кошир.
Инструменты для проверки и оценки партнеров представил коммерческий директор «Coface Россия» Алексей Фомичев. В частности, для экспортеров компания предлагает искать партнеров в крупнейшей базе бизнес-данных, где собраны сведения о предприятиях и организациях 29 стран Центральной и Восточной Европы. Все они прошли проверку кредитоспособности по методологии Coface.
Импортерам для подтверждения благонадежности контрагента предлагается использовать кредитные рекомендации и оценку Debtor Risk Assessment (DRA), которая отражает степень способности предприятия исполнять свои платежные обязательства.
«Доверяй, но проверяй», - подвел итог дискуссии директор по связям с органами государственной власти компании «AliExpress Россия» Сергей Лебедев. Он рассказал о том, какие проверки были реализованы в ходе создания российско-китайского предприятия и особенностях взаимодействия с китайскими партнерами.