Банк России рекомендует предупреждать вкладчиков о приближающемся окончании срока вклада, а также объяснять им, как они могут дальше распорядиться своими сбережениями. Об этом говорится в информационном письме регулятора.
При автоматической пролонгации вклада ставка может снижаться вплоть до 0,001% годовых, а иногда средства просто переводятся на текущий счет, на который проценты не начисляются. Банк России получает обращения вкладчиков, особенно пожилого возраста, о том, что их не всегда информируют о завершении срока вклада и условиях его пролонгации.
Банкам, по мнению регулятора, следует сообщать клиентам о возможностях продлить вклад на прежних или новых условиях либо вернуть деньги с процентами, а также предупреждать о том, на каких условиях средства останутся в банке, если вкладчики не предпримут каких-либо действий. Это поможет гражданам с максимальной выгодой размещать свои накопления.
Текст документа:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
От 20.07.2021 № ИН-06-59/54
Информационное письмо о взаимодействии с вкладчиками при истечении срока действия договора банковского вклада
Кредитным организациям
По результатам рассмотрения обращений граждан по вопросам, связанным с истечением срока действия договора банковского вклада, Банк России в целях распространения лучших практик взаимодействия с потребителями рекомендует кредитным организациям извещать вкладчиков способом, предусмотренным договором банковского вклада, об истечении срока вклада не ранее чем за 14 календарных дней и не позднее чем за 3 календарных дня до даты истечения срока вклада.
Кредитным организациям рекомендуется указывать информацию, позволяющую вкладчику соотнести данное извещение с конкретным договором банковского вклада (дата заключения и дата прекращения договора банковского вклада, при необходимости – номер).
Также рекомендуется, если условия привлечения вкладов граждан в конкретном банке, а также условия конкретного договора банковского вклада это позволяют:
1) информировать вкладчика о переразмещении вклада на прежних условиях, либо
2) о возможности заключения договора банковского вклада на новых условиях;
3) о возможности вернуть сумму вклада, включая начисленные проценты;
4) в случае, если вкладчик не примет до окончания срока действия вклада какого-либо решения о судьбе вклада, – о перечислении средств на вклад до востребования и условия этого вклада.
Если доведение до вкладчика информации в указанном объеме по объективным причинам невозможно, кредитным организациям целесообразно в индивидуальном порядке путем направления текстовых сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, доводить до вкладчика информацию об истечении срока вклада и контактный номер телефона, по которому вкладчик может получить исчерпывающие сведения по договору банковского вклада, в том числе о последствиях истечения срока вклада.
Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Первый заместитель Председателя Банка России С.А. Швецов