Управляющие компании паевых инвестиционных фондов (УК ПИФ) должны получать от агентов (которыми часто являются банки) информацию о проблемах, связанных с продажами своих финансовых продуктов, чтобы влиять на качество агентских продаж, говорится в информационном письме Банка России.
В процессе поведенческого надзора регулятор выявил случаи, когда граждане, купившие инвестиционные паи в банке — агенте УК ПИФ, при возникновении проблем (например, с погашением) жаловались именно в банк, а в не в управляющую компанию. В свою очередь банк-агент не пересылал обращения поставщику продукта, а рассматривал их самостоятельно как жалобы на своих сотрудников.
Банк России рекомендует управляющим компаниям наладить взаимодействие с агентами для регулярного получения обратной связи от потребителей по своим финансовым продуктам и проблемам при их продаже, чтобы жалобы и обращения клиентов по таким вопросам обязательно направлялись в управляющую компанию.
Текст документа:
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России)
От 15.10.2020 № ИН-06-59/149
Информационное письмо о порядке рассмотрения обращений, связанных с инвестированием в инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов
Управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов В Банк России поступают обращения по вопросам, касающимся приобретения, владения или погашения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов (далее – фонд). В ходе рассмотрения данных обращений выявляются случаи, когда владельцы инвестиционных паев, приобретая инвестиционные паи фондов через агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев фондов (далее – агент), в последующем направляют обращения, связанные с приобретением и распоряжением данными ценными бумагами, в адрес агентов, а не управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление фондами (далее – управляющая компания).
В ряде случаев указанные обращения квалифицируются агентами как жалобы на действия работников агентов, поскольку они в том числе содержат вопросы взаимодействия при приобретении (погашении) инвестиционных паев фондов и просьбы возместить причиненные такими действиями убытки, и зачастую не передаются в управляющие компании, а ответы владельцам инвестиционных паев даются агентами.
В свою очередь законодательством Российской Федерации установлен порядок рассмотрения управляющей компанией поступающих обращений, заявлений и жалоб1, при этом возможность передачи управляющей компанией полномочий по рассмотрению обращений, заявлений и жалоб третьим лицам, в частности агентам, не предусмотрена.
Ненаправление в управляющие компании обращений, связанных с инвестированием в инвестиционные паи фондов, влечет неполучение управляющей компанией информации от владельцев инвестиционных паев, необходимой в том числе в целях учета в своей деятельности рекомендаций информационного письма Банка России «О рекомендациях по предотвращению недобросовестных практик при предложении и реализации финансовых инструментов и услуг».
С учетом изложенного, Банк России рекомендует обеспечить организацию работы с обращениями, касающимися инвестирования в инвестиционные паи фондов, поступающими в адрес агентов, в том числе направление таких обращений в управляющие компании, с документальной регламентацией такого процесса.
Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Первый заместитель Председателя Банка России С.А. Швецов
1 Положение о деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, утверждено Постановлением ФКЦБ РФ от 18.02.2004 N 04-5/пс «О регулировании деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов» (пункты 5.6, 5.7, 5.14-5.18).