Компания BLS 12 августа впервые провела круглый стол по актуальным вопросам трудового права. Встреча прошла в онлайн-формате, объединив экспертов BLS, приглашенных гостей из числа HR-специалистов и более 160 участников, которые могли в прямом эфире задать свои вопросы в чате.
Базовая тема встречи – «Трудовые отношения после самоизоляции: риски и возможности работодателей». В ее рамках участники обсудили главные вопросы, которые решали HR недавно и еще предстоит решать: временная и постоянная удаленная работа, электронный документооборот и электронная подпись, конфликты с сотрудниками и выход из ситуаций, меры безопасности при работе в офисе, «хвосты» отпусков.
Наибольший интерес, конечно, вызвала тема удаленной работы. Многие применяли ее и раньше, теперь законодатели ускорили процесс. Сейчас более 60% компаний сохраняют режим удаленной работы – минимум до конца года, а новые поправки в ТК РФ могут сильнее изменить пропорцию тех, кто трудится в офисе и дома. Подписывать это надо соглашениями, переводами или приказами. По мнению участников, люди стали работать больше, поэтому главная задача – не допустить выгорания и конфликтов.
Их следствием могут стать взыскания и увольнения. Отсюда и вопрос, как наказывать за проступки в удаленном режиме и как вести переговоры? Конечно, вести из лучше очно, а вот документы можно оформлять и дистанционно: приказ, записка, требование дать объяснение и т.д. – все это можно делать по почте. Главное – соблюдать процедуру взысканий, а если увольнять, то – не менять выбранную стратегию. Хотя, по оценке многих клиентов, конфликтов в последние месяцы стало в разы меньше.
Другая сторона – подписание документов: что подписывать «вживую», а что – удаленно? Трудовой договор надо оформлять лично, а приказы, ЛНА, соглашения, инструктажи и обучения – можно и по почте. Это составит основу электронного документооборота. Реализовать его можно по-разному. Основной – ЭЦП, чтобы документы пересылать по почте. Но что выбрать: простую или усиленную? В 90% случаев достаточно простой, в т.ч. для удаленных работников. А еще для ЭДО помогут и другие программы: 1С, Adobe и другие.
Много вопросов было посвящено вопросам безопасности. Правила защиты здоровья – измерение температуры, маски, перчатки, дистанция в 1,5 м, разметка, антисептики – продолжают действовать. Их никто не отменял. Другое дело, что в основном мы опираемся на указ мэра Москвы и столичные ограничения. Увы, кроме федеральных норм надо изучать и быть в курсе местных правил и законов. Радует то, что затраты из-за вируса можно будет компенсировать из ФСС, если подать необходимое заявление.
Наконец, актуальной остается тема отпусков. С учетом удаленки, многие отказываются от отдыха, и это будет головной болью. «Хвосты» отпусков надо закрыть, пока с визитом не пришла ГИТ или не пожаловался работник. Закрыв их, надо приступать к новой системе – в рамках графика отпусков. Но это не столько работа с документами, а изменение менталитета в компании. Потребуется 2-3 года, чтобы сотрудники оценили удобство и важность отдыха по графику. Тогда это станет безрисковым инструментом для работодателя.