Цедов Владимир Владимирович, основатель ведущего швейного производства на юге России "Швейная фабрика Прайд (https://www.factory-pride.com/)":
Все чаще молодые бренды одежды, начинающие модельеры и дизайнеры, а также профессионалы рынка, запускающие собственные авторские коллекции одежды, сталкиваются с тем, что дизайны и конструктивные разработки (https://www.factory-pride.com/dizajneram) их моделей одежды копируются теневыми ателье и подпольными производствами, а после "уходят в тираж", порождая недобросовестную конкуренцию и снижая выручку. Коллекция перестает быть эксклюзивной и продать свои модели "подороже" уже не выходит, как следствие, новая коллекция становится посредственной, дизайнеры и честные производители остаются ни с чем.
Мы обратились к ведущей юридической компании по защите интеллектуальной собственности в России, Пантей Консалт (Pantey Consult) за рекомендациями по защите интеллектуальной собственности начинающих модельеров и собственников брендов одежды.
Сейчас начинающие предприниматели в сфере fashion-индустрии начинают продажи своих коллекций одежды в инстаграм (Запрещенная в РФ организация) и на маркетплейсах без какой-либо регистрации своего бренда и логотипа, какие риски они несут? И есть ли необходимость регистрировать торговый знак в первые месяцы работы?
Скавронский Сергей Владиславович, генеральный директор юридической фирмы Пантей Консалт (Pantey Consult):
Есть два основных риска при ведении деятельности без регистрации товарного знака.
Первый – Ваш бренд могут легко скопировать или подделать, а Вам будет очень сложно привлечь нарушителя к ответственности. При этом, другой предприниматель может в любой момент зарегистрировать Ваш товарный знак на себя и Вы останетесь без собственного бренда.
Второй – Вы нарушите права на чей-то зарегистрированный товарный знак. В настоящее время в базе Роспатента уже более 10 000 000 товарных знаков. При этом, fashion-сегмент является одним из самых популярных по числу зарегистрированных товарных знаков. По нашей практике, в 9 из 10 случаев товарный знак начинающих компаний схож до степени смешения или нарушает права одного или даже нескольких товарных знаков. Это значит, что правообладатели таких товарных знаков могут привлечь к ответственности начинающего предпринимателя.
Какая же ответственность бывает при нарушении прав на товарный знак?
Гражданско-правовая - за незаконное использование товарного знака (ст. 1515 ГК РФ) – до 5 миллионов рублей компенсации с нарушителя;
Административная - незаконное использование средств индивидуализации (ст.14.10 КоАП РФ) – до 1 миллиона рублей сумма штрафов;
Уголовная - незаконное использование средств индивидуализации (ст. 180 УК РФ) – до 6 лет лишения свободы;
Таким образом, очевидно, что товарный знак это не только защита своего бренда от копирования, но и гарантия того, что Вас не привлекут к ответственности за нарушение прав третьих лиц. Гораздо лучше потратить посильную сумму на регистрацию товарного знака, чем потом нести сотни тысяч убытков и рисковать лишением свободы.
Цедов Владимир Владимирович, основатель ведущего швейного производства на юге России "Швейная фабрика Прайд":
Заключая договор с нашим швейным производством "Швейная фабрика Прайд" (https://www.factory-pride.com/poshiv-pod-zakaz), для каждого клиента мы составляем несколько пунктов о конфиденциальности и о том, что подтверждаем, что конструкция изделий, разрабатываемая нашими конструкторами, является интеллектуальной собственностью заказчика.
Сергей, какие ещё советы по защите авторских прав для дизайнеров и модельеров одежды вы можете дать?
Скавронский Сергей Владиславович, генеральный директор юридической фирмы Пантей Консалт (Pantey Consult):
Помимо регистрации товарного знака однозначно рекомендую получать патенты на дизайн одежды, обуви или аксессуаров. Это не только защитит Вас от подделок со стороны недобросовестных конкурентов, но и позволит продемонстрировать лишний раз надёжность и состоятельность своей компании. При этом, за каждый факт нарушения Ваших прав Вы сможете получать компенсации до 5 миллионов рублей за каждый факт нарушения.
Также настоятельно рекомендую регистрировать авторские права на фотографии, которые Вы создаёте для сайта, инстаграм (Запрещенная в РФ организация)а или маркетплейса – недобросовестные конкуренты просто обожают их красть. Ведь чтобы сделать хорошие продающие фото приходится вкладывать серьёзные деньги: нанимать модель, привлекать фотографа, организовывать локацию.
Помимо непосредственно регистрации грамотный юрист Вам всегда подскажет, как лучше решить ту или иную проблему, поможет договориться на выгодных для Вас условиях с партнерами и решить спорную ситуацию. Гораздо проще и дешевле нанять юриста и заранее предупредить любые проблемы, чем в случае спорной или сложной ситуации в суматохе кого-то нанимать.