Специалисты Сети офисов недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet подготовили несколько советов о том, как продать квартиру на «падающем рынке». Чтобы продать квартиру быстро, собственнику следует внимательно оценить конкурентов, установить минимальную рыночную цену в узкой локации, отказаться от наценок за преимущества объекта, а также не скупиться на предпродажную подготовку и более массированную рекламу.
1. Анализ во главе угла
Прежде чем приступать к продаже квартиры на вторичном рынке, продавцу следует самостоятельно или с помощью специалистов проанализировать конкурентное окружение своего предложения. Делается это для того, чтобы попасть в ту ценовую категорию, в которой предложение будет максимально ликвидным. Для этого требуется тщательный мониторинг рынка на предмет качества и цен предложений в конкурентном окружении дома. Нельзя оценить квартиру «в сферическом вакууме», то есть в отрыве от аналогичных предложений в районе, просто потому что «сосед в прошлом году продал по такой цене». Так собственник рискует номинировать квартиру в той цене, которая не будет совпадать с подобными рыночными предложениями, а значит, потенциальные покупатели просто выберут другой объект. В подборку конкурентов должны войти предложения аналогичной площади, планировки, типа дома, состояния ремонта, уровня транспортной доступности.
2. Тише едешь, дешевле будешь
После анализа стоимости конкурентных предложений, продавец должен адекватно оценить свою квартиру, исходя из того, какие рыночные цены на подобные объекты фигурируют на рынке. Здесь важную роль играет, в том числе скорость продажи. Если собственник не готов ждать минимум полгода, то его квартира должна быть самой недорогой в выборке конкурентов, поскольку покупатели сейчас смотрят преимущественно на цену предложения, и уходят с рынка только квартиры с минимальными бюджетами в своей категории.
3. Эксклюзивы обесценились
Если квартира обладает уникальными свойствами – красивый вид из окна, свежий евроремонт, новый дом на фоне устаревшего жилого фонда в ближайшем окружении, чистый и благоустроенный подъезд с консьержем, облагороженная и закрытая придомовая территория, то к рыночной стоимости это позволяет прибавить 10%. Однако если продавать недвижимость быстро, то от наценки за преимущества придётся отказаться. Только реализуя квартиру с хорошим ремонтом по цене квартиры без ремонта, можно рассчитывать на быструю продажу.
4. Спой, светик, не стыдись!
Правильное позиционирование объекта по-прежнему играет важную роль, однако, для некоторых объектов уже недостаточно грамотного описания и качественных фотографий в базах недвижимости, им требуются дополнительные «улучшения» и более массированная реклама. Продавцу следует поставить себя в позицию покупателя и четко сформулировать преимущества своего объекта, которые при сходной цене с конкурирующими предложениями будут выделять его квартиру на фоне остальных. Если в узкой локации есть несколько аналогичных предложений по одной и той же цене, покупатель будет обращать внимание на небольшие нюансы, например, на придомовую территорию, чистоту в подъезде, вид из окна. Поэтому если собственник имеет возможность провести предпродажные улучшения (как минимум навести порядок в квартире и в подъезде), то это нужно сделать. Эти небольшие и мало затратные ухищрения позволят выделить типовую квартиру из числа аналогичных предложений. Сейчас наиболее востребованы на вторичном рынке квартиры как раз в типовых домах панельных серий конца 80-х годов в спальных районах – «однушки» за 5-6 млн рублей и «двушки» за 7-8 млн рублей.
«На “падающем” рынке лучше продавать недвижимость быстро, иначе стоимость может еще больше сократиться за время экспозиции квартиры. А чтобы быстро продать, цена предложения должна быть немного ниже рыночной или как минимум на этом уровне», – комментирует Алексей Бернадский, директор Сети офисов недвижимости Est-a-Tet.