Изучать дело методом погружения
«Большинство российских компаний имеют подразделения GR, - рассказывает Кирилл Шамалов. - Несколько лет назад соответствующий функционал появился и в СИБУРе. Единый центр обеспечивает эффективную координацию GR-деятельности как внутри компании, так и на всех уровнях ее взаимодействия с внешней средой. Необходимость в такой структурной единице очевидно назрела: прежде всего, это «служба одного окна» для взаимодействия властных органов с компанией и, с другой стороны, всех подразделений холдинга - с госорганами. Все, что правительству нужно знать о нас или довести до нашего сведения, все запросы в обратную сторону проходят через наш блок или с нашим участием».
Кирилл Шамалов хорошо известен и в бизнес-среде, и в государственных органах. 9 февраля 2012 года он получил премию Министерства энергетики России «За активный вклад в государственные программы развития бизнеса и повышение эффек-тивности взаимодействия с органами власти». Его карьера развивалась технологично. Окончил юрфак СПбГУ. Входил в профессию в «Газпроме», в его ведении было правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности. Затем работал во ФГУП «Рособоронэкспорт», где занимался вопросами военно-технического сотрудничества со странами Западной Европы. В 2005-2008 годах состоял в штате аппарата правительства, как юрист курировал управление государственным имуществом, а также вопросы приватизации и реформирования государственных компаний. В июне 2008 года назначен на должность вице-президента СИБУРа по административной поддержке бизнеса ООО «СИБУР», а с января 2012 года стал заместителем председателя правления.
«В «Белом доме» я получил отличное представление о GR - имел счастье познакомиться с лучшим российским опытом в этой сфере, - рассказывает Шамалов. - И не просто познакомиться, а погрузиться в процесс. Во-первых, я участвовал в проекте по реструктуризации РАО «ЕЭС». Нужно отдать должное команде Анатолия Чубайса: наблюдать ее действия -это как пройти несколько курсов MBA.
Ведь тут речь шла даже не о реформировании крупной компании с большой долей государственного участия, а о реформировании целой сложнейшей отрасли. Нужно было вносить поправки в огромное количество законов - начиная от закона об акционерных обществах. А в законодательной, да и в исполнительной власти в этой проблематике очень мало кто разбирался. Подразделение GR в РАО состояло из 80 человек, и эти люди в течение двух часов готовили любой запрашиваемый документ. Просто уточняли, какое количество страниц нужно прислать, и присылали.
Второй проект, ставший для меня показательным, - размещение IPO «Роснефти». Это было одно из крупнейших размещений в истории российских компаний, и для государства событие не рядовое. Тонкости этих процессов обсуждались в правительстве сутками - и это не фигура речи, я принимал участие в заседаниях, которые заканчивались далеко за полночь».
Административная поддержка бизнеса
Приложенные усилия в дальнейшем положительно сказались на всей работе Кирилла Шамалова. Опыт был грандиозный, а он из тех, кто умеет наблюдать, концентрировать, анализировать и - извлекать все нужное. Его четырехлетний стаж работы в СИБУРе доказывает это. Сложный механизм взаимоотношений с людьми внутри своей компании и во внешней среде вполне подчиняется молодому руководителю. За реализацию крупнейших GR-проектов во благо холдинга и всей нефтехимической отрасли он и был отмечен премией Минэнерго России.
Например, при деятельном участии СИБУРа и «Новатэка» в январе 2009 года правительством были временно отменены пошлины на экспорт сжиженного углеводородного газа. Усилиями блока по административной поддержке бизнеса компания вклю-чена в число системообразующих предприятий России.
«Пошлина на сжиженный угле¬водородный газ рассчитывалась по формуле экспортной пошлины на светлые нефтепродукты, - рассказывает Шамалов о первом из успешных про¬ектов. - Однако в конце 2008 года компания оказалась в таком положении, что при ставке пошлины в 100 долларов мы имели убыток больше 200 долларов с тонны. То есть направление, которое давало 60 процентов прибыли, генерировало основные убытки! А введение нулевой ставки по СУГам в 2009 году экономило нам ежемесячно 2 миллиарда рублей».
Первый опыт помимо всего дал возможность «обкатать правила». По итогам этой «обкатки» совместно с проектным офисом «Информационные системы и бизнес-процессы» был составлен значимый документ -«Порядок взаимодействия с органами государственной власти» («Порядок GR-деятельности»).
Правила - это зерна опыта
«В случае с отменой ввозных пошлин на натуральный каучук, например, последовательность действий была такой: сначала получение результата, потом оценка интегрального эффекта для компании. И здесь, конечно, возникали разногласия: обнуление пош-лин являлось безусловным благом для инициатора - компании «СИБУР - Русские шины» (в настоящее время эта компания уже не входит в холдинг «СИБУР»), но не столь уж безусловным для дирекции синтетических каучуков. Впрочем, расчеты показали, что суммарный эффект для компании все-таки положительный. Теперь в регламент заложен механизм, который подобные разногласия снимает еще на этапе подготовки GR-проекта. Очень важно, чтобы при реализации каждого GR-проекта были максимально учтены интересы всех подразделений внутри холдинга», - объясняет Кирилл Шамалов.
Алгоритм действий, заложенный в «Порядок», примерно следующий. После того как бизнес-идея попадает в блок по административной поддержке бизнеса, она подвергается всестороннему анализу и проработке с целью выявления и устранения возможного «конфликта интересов» между подразделениями холдинга. Для этого создается рабочая группа из представителей профильных структурных подразделений, юристов и т.д. И только после того, как GR-проект подготовлен и согласован внутри компании, он поступает во «внешний контур» - в органы власти.
«После создания блока по административной поддержке бизнеса и «Порядка GR-деятельности» алгоритм был максимально выверен, - рассказывает Шамалов. - В большей степени это, конечно, касается «внутреннего контура», то есть процесса вызревания и разработки идеи, которая должна быть ретранслирована во властные органы. Стандартизировать работу с чиновниками, конечно, намного сложнее. Есть, в принципе, положения о министерствах, регламент правительства, который объясняет, как и кому нужно писать письма. Но есть специфика, которую прописать невозможно».
Впереди новые возможности
Чтобы заниматься GR, требуется, по сути, одно, но очень важное знание: как живет документ в российских реалиях, - объясняет базовый принцип Шамалов. - Ну, и понимание того, как помочь прожить ему эту жизнь, чтобы всем не было мучительно больно». Ключевые слова его афористичной формулировки - «помочь жить»: документу, идее, своей компании. В этом и заключается административная поддержка бизнеса. И без профессионалов здесь не обойтись. Хотя и им приходится непросто.
Блок, которым руководит Шамалов в СИБУРе, обрастает все новыми проектами. Появился пласт региональных вопросов, которые также нуждаются в решении. К примеру, федеральное и региональное законодательства не соответствуют друг другу в вопросах экологии, МЧС, Ростехнадзора и других.
«В основном мы работаем с феде¬ральными органами власти. Но большинство ведомств имеет филиальную сеть в регионах. Таким образом, из центра можно эффективно решать региональные вопросы. Впрочем, разработка корпоративного стандарта GR-деятельности дает возможность при необходимости действовать самостоятельно на местах - если будет нужно, мы готовы консультировать структурные подразделения холдинга о тонкостях этой работы».
Спецификой сегодняшнего момента для GR Кирилл Шамалов считает смещение акцентов в принятии любых решений в сторону исполнительной власти - аппарат правительства, профильные министерства сегодня для любых консультаций и инициатив важ¬нее, чем Государственная дума. Этот год принципиально важен для всех специалистов GR в России: начало работы Государственной думы VI созыва, выборы президента, формирование нового правительства, новый порядок избрания губернаторов. Такие значительные изменения, безусловно, придадут дополнительный стимул и дополнительные «окна возможностей» для развития законодательной базы на благо эко¬номики страны в рамках профессионального взаимодействия бизнеса и государственных органов.